Формирование личности ученика в процессе изучения математики

Реферат на тему:
Формирование личности ученика в процессе изучения математики < br /> В течение 2002—2006 гг. было изучено систему работы учителя высшей квалификационной категории, педагога с 40-летним стажем, отличника народного образования Украины Григорчука Дмитрия Васильевича по теме «Формирование творческой личности ученика в процессе изучения математики»
Актуальность опыта обусловлена ​​Законом Украины «Об общем среднем образовании» (статья 5), где сказано о переходе от всестороннего и гармоничного развития подрастающего поколения к формированию личности ученика, развития его способностей и дарований, научного мировоззрения.
На основе всестороннего изучения системы работы Григорчука Д.В. можно сделать следующие выводы:
1. Дмитрий Васильевич творчески работает над внедрением в жизнь таких эффективных форм и методов обучения математике, как дедуктивное обучения (опрос, показы, демонстрации), интерактивное (работа в малых группах, обучение в сотрудничестве), индуктивное (ролевые, сюжетные, развивающие игры).
обменник электронных валют

Например, при изучении темы «Преобразование фигур в пространстве», учитель объединяет класс творческие группы. Сообщает каждой цели и ожидаемый результат учебной деятельности. Ученики получают учебные задачи: «Преобразование симметрии относительно точки и его свойства», «Преобразование симметрии относительно плоскости и его свойства».
Форма презентации зависит от группы и изобретательности участников. Это может быть схема, таблица, рисунок (плакат), устный рассказ. Эксперты оценивают и текст, и его защита.
На уроках геометрии педагог часто использует мини-технологии «огранки», «Круги Вена», «Паутинка». Например, во время обобщения темы «Симметрия относительно точки» ученики составляют «паутинку».
Дмитрий Васильевич понимает, что творческие способности учеников сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходим «двигатель», который запустил бы в работу мышления, то есть необходимые желания и воля, нужна «мотивационная основа». Также мотивацией может быть игра.
Во время урока геометрии в 7 классе по теме «Первый признак равенства треугольников» учитель проводит игру "Да! Нет
" — Правда ли, что треугольники равны, если равны 2 углы? (Нет).
 — Правда ли, что треугольники равны, если в них уровне 1 сторона и два прилегающие углы? (Да).
Игра охватывает все стороны личности ученика: она требует активной работы и трудовых умений, много эмоциями и искренними чувствами. Дмитрий Васильевич воплощает это, используя различные типы уроков: урок-соревнование, урок-викторина, урок-панорама, урок-отчет. Также это математические разминки, «гимнастика ума» «минутки эрудитов».
2.Среди приемов активизации мыслительной деятельности учащихся в практике учителя такие: обучение «по образцу»; найди ошибку!; осторожно, простая задача!; урок одной задачи; изменения условие; авторские задачи.
Осуществляя переход к деятельностной, творческой модели обучения. Учитель предлагает ученикам задание: «Пользуясь содержанием урока, определите основные задачи ...», «Восстановите предыдущий материал о ...», «Сравните ...», «Обратите внимание ...», «Обгрунтуйтое свое мнение ...», «Сделайте вывод ...»
Такие творческие вопросы дают возможность превратить урок в творческую дискуссию, обеспечивает проблемно-диалогический характер обучения. Стимулирует развитие умственных сил учащихся, их поисковую активность, творчество, обусловливает наиболее полную реализацию интеллектуального и личностного потенциала учащихся.
Например, при изучении темы «Геометрические построения» (7 кл.) педагог предлагает учащимся объяснить, как построить треугольник по трем сторонам; как отложить от данной пол прямой в данную полуплоскость угол, равный данному углу. После чего предлагает выполнить практические задания.
3.Отличительной чертой педагогического мастерства Григорчука Д.В. есть четкая и конкретная направленность всей учебной деятельности на достижение высокого конечного результата. Особенно много внимания уделяет учитель усилению самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся, развития навыков самооценки и самоконтроля в процессе целенаправленного поиска знаний; использование таких приемов, которые стимулируют творческую мысль, воображение, повышающие активность восприятия прочитанного, углубляют интерес, поддерживают внимание и способствуют запоминанию. Это — ситуация успеха, решения задач экономического и экологического содержания.
4.На уроках удачно сочетает словесно-символический язык, который содержит элементы символического языка математики и естественной словесности, следит за соблюдением правильного размещения математических знаков в строке и соблюдением правил культуры математического речи вообще.
Для того, чтобы ученики знали историю возникновения того или иного математического знака. Вводя новый символ, учитель практикует проведение утренников занимательной математики, где использует соответствующие факты.
5.В практических работе широко использует упражнения на устное решение отдельных задач, которые способствуют развитию математического речи. А также решение текстовых задач с полным письменным объяснением; математические диктанты, текстом для которых служат формирования определений, теорем, правил, которые намечены математическими терминами; творческие работы по математике, темой которых является описание жизни и деятельности теоретического вопроса (например: «Мир простых чисел», «Исторические сведения о теореме Пифагора», «История теоремы синусов».
6.Одним из путей достижения государственного стандарта образования по математике является обеспечение индивидуального подхода к ученикам в процессе изучения школьного курса. Это один из важнейших принципов педагогики Дмитрий Васильевич творчески использует на уроках.
На основе обследования работы каждого ученика и их результативности учитель складах план ликвидации ошибок в знаниях учащихся, где предусматривает, пробелы будут ликвидированы в процессе закрепления изученного материала на уроках, которые — в порядке самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а может быть доработано в процессе дополнительной работы при непосредственном участии учителя.
Кроме того, планом предусматривается и расширение и углубление знаний по математике при привлечении наиболее подготовленной части учащихся к участию в работе различных кружков, при проведении викторин, конкурсов, предметных олимпиад.
7.Осуществляя индивидуальный подход в процессе преподавания и изучения математики, Григорчук Д.В. умело использует элементы внутренней дифференциации, широко практикует карточки с индивидуальными заданиями, которые готовит сам.
Также использует подготовленные им карточки-инструкции, в которых представлен алгоритм решения конкретных упражнений на применение полученных знаний.
8.Особое внимание Дмитрий Васильевич обращает на прикладной характер изучения математики, в частности на сочетание изучения геометрии, алгебры с обработкой данных, полученных при проведении лабораторных работ по физике и химии.
9.Интерес к математике повышается благодаря организации содержательной внеклассной работы. Такие меры как недели математики, устные журналы, конкурсы красоты математических задач, подготовка творческих работ, рефератов, формируют у учащихся потребность в творческой математической деятельности. Стийкийинтерес к науке, развивают самостоятельное мышление и одну из самых интересных качеств мышления — логичность.
10.Эффективна результативность работы учителя. Многие выпускники школы поступили в вузы, и многие из них по специальностям, связанным с изучением математики.
Часто ученики Дмитрия Васильевича занимали призовые места на районных предметных олимпиадах.
Однако, наряду с этим, в работе учителя есть недостатки, — которые снижают эффективность его работы:
 — не использует в учебной деятельности новые информационные и наглядные технологии.
Предложения:
1. Использовать в учебной деятельности новые информационные и наглядные технологии (по возможности, компьютеризировать обучения, обучать на базе видеоаппаратуры).
характеристика
Григорчук Дмитрий Васильевич работает в Товмачицький ООШ I-III ступеней с 1983 года.
За время работы зарекомендовал себя добросовестным, знающим педагогом.
Имеет соответствующую научно-методическую подготовку, в совершенстве владеет эффективными формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивает высокую результативность и качество своего труда.
Учитель обращает внимание на развитие творческих способностей учащихся через проблемно-поисковые методы проведения уроков, внеклассных мероприятий. Творчески использует новейшие достижения дидактики и методики преподавания, тенденции развития теории и практики процесса обучения математике в современной национальной школе.
Активно участвует в работе методического объединения учителей естественно-математического цикла школы, выступает с научно-методическими докладами во время проведения методических семинаров и на курсах повышения квалификации учителей.
Вся внеклассная работа Григорчука Д.В. направлена ​​на реализацию его педагогической проблемы по формированию творческой личности ученика в процессе изучения математики.
Педагогическое тактичный, доброжелательный, пользуется авторитетом среди школьников, родителей, общественности.
Директор школы: Р.Б. Сенько
ПЛАН
изучения и обобщения опыта
1 этап. Теоретическая подготовка и решение организационных вопросов.
1. Обработки литературы учителем.
2. Разработки конспектов уроков, наборов раздаточного материала.
3. Анализ докладов и выступлений учителя на заседаниях методобъединения, педсоветов.
2 этап. Работа учителя
1. Обсуждение проанализированной литературы с точки зрения поставленных задач.
2. Систематизация и обобщение опыта.
3. Частичное описание опыта.
3 этап. Изучение системы в целом и отдельных звеньев.
1. Изучение системы в целом и отдельных звеньев.
2. Проведение контрольных срезов.
3. Частичное описание опыта.
4. Наблюдение с целью уточнения выводов об эффективности методической системы.
4 этап. Систематизация и обобщение собранных материалов.
1. Оформление опыта.
2. Обсуждение обобщенных материалов с активом рай методкабинетом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.