Фалес Милетский

Реферат на тему:
Фалес Милетский
(около 624-548 pp. до н . е.)
Начала культуры древней Греции, как уже упоминалось, уходят в глубокую древность. В VII-V вв. до н. е. на побережье Ионического моря (восточная часть Средиземного моря) были расположены цветущие греческие города-колонии Милет, Эфес, Кротон и др. их географическое положение способствовало развитию экономики и культуры. Греки упорно работали над установлением тесных связей с мощными и культурными соседними государствами Востока, такими, как Египет, Финикия, Вавилон. Связи эти имели, прежде всего, экономический характер и развивались в форме торговых отношений, а это, естественно, влияло на культуру греческих колоний.
В VII-VI веке до н. е. появляются первые элементарные труды греческих ученых по астрономии, метеорологии, геометрии, медицины. Ученые философы того времени, наблюдая явления природы, делали практические выводы. Развитие мореплавания, земледелия обусловили потребность более глубокого изучения явлений природы.
Зарождаются первые натурфилософские теории.
путевки лимассол
Самым выдающимся представителем такой, философского течения, творчески и плодотворно изучала окружающий мир, была так называемая Ионийская школа, основанная философом и ученым Фалесом Милетским.
Фалеса по давней традиции относят к так называемым «семи мудрецов» мира: он был одним из величайших математиков своего времени. Исторических документов или любых первоисточников о жизни ученого нет, так его работы до нас не дошли. О деятельности Фалеса Милетского мы узнаем только из комментариев и переводов ученых и авторов научных работ позднего времени — Евдема Родосского, Диогена Лаердия, Прокла и др. По этим преданиям любознательный юноша еще в молодые годы отправился в путешествие в Египет, чтобы ознакомиться с египетской культурой и изучить естественные науки. Способный и одаренный, Фалес не только быстро овладел знаниями, накопили египетские ученые, но и сделал ряд открытий в науке. Он самостоятельно вычислил высоту египетских пирамид по их тени, чем немало удивил египетского фараона Амазиса.
Вернувшись на родину, Фалес основал так называемую ионийскими философскую школу, в которой знакомил учеников со своими философскими взглядами и передавал знания, полученные в Египте. Фалес по своим взглядам был материалистом. Он учил, что все сущее не сотворенное богом, а само возникло из начальной стихии — воды. Ученики и последователи Фалеса Милетского развивали и углубляли его научно-философское учение. Анаксимен утверждал, что живая и неживая природа развилась из воздуха вследствие сгущения возникли твердые и жидкие тела, а в результате разрежения — огонь. Анаксимандр учил, что первоосновой мира является бесконечная материя. Он выдвигал теорию развития с этой материи живых существ. Фридрих Энгельс об этом писал: «Итак, здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный, стихийный материализм.» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20 К., Политиздат Украины, 1965, стр. 468).
Фалес направлял усилия своих учеников на наблюдение явлений природы, на разработку новых важных вопросов математики и астрономии. Историки считают, что Фалесу принадлежит доказательство теоремы о равенстве вертикальных углов, теорем о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, о равенстве двух треугольников по стороне и двумя прилегающими углами. Он доказал теорему о том, что вписан в круг треугольник, одна из сторон которого является диаметром, прямоугольный.
Фалес нашел также решения задачи на определение расстояния от корабля, находящегося в море, в гавани без непосредственного измерения этого расстояния.
Возможно, Фалес уже знал свойства подобных фигур, по крайней мере равнобедренных прямоугольных треугольников. Достижением его в математике было введение в геометрию идеи доказательства. Геометрия как наука, в которой все утверждения доводились на основе аксиом, начинает развиваться именно в ионийской школе.
В области астрономии Фалесу и его ученикам приписывают определения продолжительности года (365 дней), мнение о том, что Земля является серединой Вселенной и имеет шарообразную форму. Как полагают историки, Фалес установил, что поперечник Солнца составляет 1/720 часть его пути, то есть отношение диаметра Солнца к длине эклиптики равен 1/720. В то время этот результат был достаточно точным. Фалес предсказал солнечное затмение, которое состоялось 28 мая 585 года до н. е. Этот факт произвел большое впечатление на его современников.
Один из талантливых последователей Фалеса Анаксагор (V в. до н. э.) высказал мнение, что небесные тела состоят из камней и не падают на Землю потому, что находятся в постоянном круговом быстром движении. Законы движения небесных тел через две тысячи лет установил великий немецкий математик Иоганн Кеплер, а математически обосновал их великий английский ученый Исаак Ньютон. и Научные исследования в области математики, астрономии и других наук Фалес сочетал с широкой государственно-политической деятельностью. Он был человеком высокообразованным, мудрым и энергичным. Особенно ценными были его советы, касающиеся военного дела.
Полагают, что Фалес трагически погиб на стадионе во время больших олимпийских игр, когда ему было почти 80 лет. О причинах его гибели существует несколько версий. Одна из них гласит о том, что смерть произошла от солнечного удара, другая, Идо толпа, исходя из стадиона, невольно причинил смерть старому мудрецу. На памятнике Фалесу, что стоит среди широких полей, высечено: «Насколько имела эта гробница, настолько велика слава этого царя астрономии в области звезд».
Историческое значение философов ионийской школы заключается в том, что они не только сделали важные открытия в математике, но и сформировали новую материалистическую идеологию, направленную против религиозных взглядов реакционной землевладельческой верхушки. Наиболее ярко взгляды прогрессивных философов истолковал философ Гераклит Эфесский (конец VI в. До н. Э.), Который утверждал: "Все течет. Нельзя дважды войти в тот самый ручей — вода не та, и мы не те ". И еще: «Этот мировой порядок — одинаковый для всех вещей — не создал никто из богов, никто из людей, он всегда был и будет вечно живым огнем, который точной мерой загорается и точной мерой угасает». В. И. Ленин подчеркнул это высказывание и написал: «Очень хороший изложение начал диалектического материализма» (произведения, т. 14, стр. 678).
Философские и научные достижения ионийской школы стали тем благоприятным почвой, на которой начала бурно расти и развиваться в последующие эпохи знаменитая эллинская культура.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абубакиров Н. Абу Райхан Бируни. «Наука и жизнь», 1973, № 9.
2. Артоболевский И., Левитский Н. П. Л. Чебышев — создатель синтеза механизмов. «Наука и жизнь», 1972, № 1.
3. Багратуни Г. Г. Карл Фридрих Гаусс. М., Гиз, 1956
4. Басов Н.Г. Мстислав Всеволодович Келдьиш. «Природа», 1971, № 2.
5. Бородин А., Бугай А. Биографический словарь деятелей в области математики. К., «Советская школа», 1973.
6. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. М., Физматгиз, 1953.
7. Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIXстолетия. М., Физматгиз, 1956.
8. Воронцова А. А. Софья Ковалевская. М., 1959.
9. Голованов Я. Светоче науки. Этюды об ученых. К., «Радуга», 1970.
10. Епйфанова А. П., Йльйна В. П. Михаил Александрович Лаврентьев. М., «Наука», 1971.
11. Инфельдом Д. Зварист Галуа — избранник богов. М., «Молодая гвардия», 1960.
12. Каган В. Лобачевский и его геометрия. М., Гос-техиздат, 1956.
13. Каган В. Архимед. М., Гостехиздат, 1969.
14. Кольман 3. История математики в древности. М., Физматгиз, 1961.
15. Левин В. И. Рамануджан — математический гений Индии. М., «Знание», 1968.
16. Оре О. Замечательньш математик Нильс Хенрик Абель. М., Физматгиз, 1961.
17. Прудников В. П. Л. Чебьишев. М., «Просвеще-ние», 1964.
18. Пухначев Ю. Метод Лаврентьева. «Наука и жизнь», 1970, № 11.
19. Садыков X. В. Бируни и его работьи по астро-номии. Ташкент, 1963.
20. Салье М. Мухаммед аль-Хорезми — большой узбекский ученый. Ташкент, 1954.
21. Смогоржевский А. С. О геометрии Лобачевского. К., «Советская школа», 1960.
22. Стройк Д. Краткая история математики. К., «Советская школа», 1960.
23. Чистяка ов В. Рассказы о математиках. Минск, «Высшая школа», 1966.
24. Цейтен Г. Г. История математики в древности и в средние века. К., «Советская школа», 1956.
25. Цейтен Г. Г. История математики в XVI-XVII веках. К., «Советская школа», 1956.
26. Юшкевич А. П. История математики в средние века. М., Физматгиз, 1961.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.