Язык описания задач SITPLAN-2 часть 2

i объекта с регулируемой поверхностью класса i-1 (см. рис.2, место Х4 занято, места Х6, Х7, Х8 — свободные). После изъятия объекта с поверхности А на ней появляются четыре свободных места класса i-1, которые с помощью демона логического вывода превращаются в одно свободное место класса i (на рис. 2 из свободных мшсць Х4, Х6, Х7, Х8 образуется свободное место Х1).
Описание такого демона выглядит так:
ДЛ СВОБОДНОЕ МИСЦЕ_Х1 КЛАСУ_Х2:
если / ОБ_Х3: СВОБОДНОЕ МИСЦЕ_Х4 КЛАСУ_Х5;
СВОБОДНОЕ МИСЦЕ_Х6 КЛАСУ_Х5;
СВОБОДНОЕ МИСЦЕ_Х7 КЛАСУ_Х5;
СВОБОДНОЕ МИСЦЕ_Х8 КЛАСУ_Х5. /
ТО Х1 = NAMER, X2 = X5 + 1;
ОБьЕКТ_Х3: СВОБОДНОЕ МИСЦЕ_Х1 КЛАСУ_Х2.
6. Описание формулировок задач
Синтаксис
описание ситуации: список выражений.
описание изменений:! Дописать список выражений
! ADD
! Удалить
! DEL
описание исходной ситуации: СИТ описание ситуаций
SIT описание изменений
описание целевой ситуации: ЦЕЛЬ описание ситуации
GOAL
описание формулировки задачи {описание исходной ситуации} {описание целевой ситуации}
Семантика
Описание формулировка задачи состоит из описаний исходной i целевой ситуаций.
Описание ситуации состоит из списка выражений, каждый из которых может быть простым или составным i описывает некоторое множество свойств, состояний i вiдношень объектов среды.
ПМЖ Мальты за инвестиции

Декларативнi описательной выражения, входящие в описание ситуации, состоят из стереотипов базовых вiдношень путем их конкретизации, то есть подстановки на места переменных определенных значений. При соответствующем подборе базовых вiдношень описание ситуации может иметь вид текстов естественного языка.
Описание исходной ситуации для задач в сложных средах включает большое количество выражений, однако большая часть этого описания остается неизменной во время перехода от одной задачи к другой. Учитывая это, можно предотвратить полного описания исходной ситуации при формулировке конкретных задач. С этой целью для всего класса задач выделяется базовая ситуация, которая подает наиболее «типичные» свойства, состояния i отношение между объектами. Путем выделения базовой ситуации можно предотвратить также хранения полных описаний промежуточных ситуаций в каждом узле поискового графу.
Пусть S — множество ситуаций для некоторого класса задач преобразования ситуаций, — базовая ситуация. Обозначим через множество выражений, что подает ситуацию.
Тогда множество выражений назовем записывающим фрагментом по отношению к, а множество выражений — вилучальним фрагментом по отношению к. Отсюда следует, что.
Таким образом, любая ситуация может быть представлена ​​тройка. Описание базовой ситуации вводится один раз i НЕ изменяется во время перехода от одной задачи к другой. Варiйованимы элементами являются только записувальнi i вилучальнi фрагменты ситуаций, что вiдображують динамические свойства, состояния i отношение между объектами.
Приведем пример описания исходной ситуации:
СИТ ПРИМИЩЕННЯ_ЦЕХ_125:
ДЛИНА 100;
шириной 50 м;
высотой 5 м;
ВКЛЮЧАЕТ ВИДДИЛОК_1, ВИДДИЛОК_2;
ВИДДИЛОК_1:
длиной 20 м;
шириной 10 м;
высотой 5 м;
ТИП ТЕХНИЧЕСКИЙ;
ВКЛЮЧАЕТ ВЕРСТАТ_1, ВЕРСТАТ_2,
ВЕРСТАТ_3, ВЕРСТАТ_4,
ВЕРСТАТ_5;
РЯДОМ С ВИДДИЛКОМ_2;
ВИДДИЛОК_2:
ДЛИНА 30 М;
шириной 15 м;
высотой 5 м;
ТИП сборочных;
ВКЛЮЧАЕТ ВЕРСТАТ_1, ВЕРСТАТ_2,
ВЕРСТАТ_3, ВЕРСТАТ_4,
ВЕРСТАТ_5, ВЕРСТАТ_6;
Описание целевой ситуации может быть задан:
"полным описанием целевой ситуации, то есть всех объектов, Указанные в описи исходной ситуации;
" описанием фрагмента целевой ситуации, то есть некоторой пiдмножиною объектов , что Указанные в описи исходной ситуации.
Для описания целевой ситуаiи используются те же самые типы выражений, что i для описания продукцiйних правил.
Целевая ситуация считается достигнутой, если существует такой вариант подстановки переменных, при котором все iи описания принимают значение «истина».
Выражения, входящие в описание целевой ситуации, могут содержать кванторы i ограничитель.
Примеры
1. ЦЕЛЬ СТАРТ ПОСЛЕ 15.00
НЕТ Х1 НАХОДИТСЯ НА ОБьЕКТИ_41.
2. ЦЕЛЬ СТАРТ МЕЖДУ 11 Октября
/ осциллограф НА СТОЛЕ А,
длит 30 мин.,
Тумблер питания осциллографа включить /.
3. ЦЕЛЬ СТАРТ ПЕРЕД 12.00
А НА В; С НА D.
4. ЦЕЛЬ ВЕСЬ Х1:
ВОЛЬТМЕТР Х1 В ШАФИ_1.
5. ЦЕЛЬ Есть Х1:
ДЕТАЛЬ Х1 В ЯЩИКУ_3.
6. ЦЕЛЬ ЦИКЛ 5 Х1:
ВОЛЬТМЕТР_Х1 НА СТОЛИ_2.
Описание первой целевой ситуации включает ограничитель старта (СТАРТ) события. Интерпретацiя его такова: «На обьектi_41 в определенный период времени (после 15.00) не должно быть ни одного объекта».
В примере 2 використуеться ограничитель старта i продолжительности. Первый из них показывает на момент старта события (между 10.00 i 11.00), второй определяет продолжительность процесса (30 минут). Две события «осциллограф на столе А» i «тумблер питания осциллографу увiмкуто» должны начаться в один i тот же промежуток времени, но не одновременно. Вторая событие должна начаться после первой i длиться 30 минут. Пример 3 иллюстрирует использование во время описания целевой ситуации ограничителя старта с обязательным одновременным началом (до 12.00) двух различных событий (А на В) i (С на D). Пример 4 содержит квантор общественности «ВЕСЬ» i интерпретируется следующим образом: «Целевая ситуация считается достигнутой, если все вольтметры находятся в шафi_1». Интерпретацiя примера 5, содержащей квантор существования, такова: «В ящику_3 находится хотя бы одна деталь_Х1». Пример 6 содержит квантор цикла, в соответствии с которым пять вольтметрiв должны быть на столе.
7. Итоги
Таким образом, из описания языка SITPLAN-2 следует, что расширение возможностей формализации i формулировок задач в сравнении с языком SITPLAN достигается за счет:
1) введение конструкций типа фреймiв для описания сложных составляющих объектов i параметров стратегий;
2) введение конструкций для представления неопределенностей i временных ограничений в описаниях продукцiйних правил;
3) введение переменных, кванторiв общественности и существования; обмежувачив максимума, минимума i цикла, определенных на множествах описательных выражений i позволяющих формирования моделей сложных составляющих объектов;
4) введение конструкций для представления объектов, описываемых частично-упорядоченными множествами, которые позволяют задавать мета-значения (элементы стратегии планирования решений);
5) выделение наборов продукцiйних правил, соответствующих операторам (действия i логического вывода) i демонам (процессов i логического вывода), которые позволяют моделировать как процессы цiльоспрямованого, так i случайного поиска решения;
6) введение конструкций типа iмперативiв, позволяющих використовачу, с одной стороны, выполнять подсказки в процессе решения задачи, моделировать процесс преобразования ситуации определенной последовательности действий, с другой — пополнять i изымать определенные конструкции из базы знаний в процессе формулировок задач i описания проблемных областей;
7) введение конструкций для компактного представления в виде продукцiйних правил таблиц решений большого объема, содержащие конкретные значения или интервалы значений переменных;
8) введение конструкций, реализующих механизмы пояснювання процессов решения i знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галаган Н.И., Рабинович З.Л. Интеллектуальные решающие системы // Кибернеика. — 1986. — № 3. — с. 18-26.
2. Представление знаний в человеко-машинных робототехнических системах. Том С. Прикладные человеко-машинные системы, ориентированные на знания. — М .: ВЦ АН СССР, ВИНИТИ. 1984. — 291 с.
3. Галаган Н.И. Язык описания задач SITPLAN // Кибернетика. — 1979. — № 2. — с. 89-97.
4. Галаган Н.И. SITPLAN — язык описания задач преобразования ситуаций. — Киев: Изд-во АН УССР, 1979. — 45 с.
5. Гладун В.П. Эвристический поиск в сложных средах. — Киев: Наук. мнение, 1077. — 165 с.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.