Формирование вычислительных навыков и умений у младших школьников на уроках математики — дипломная работа

При ознакомлении учащихся с новым вычислительным приемом часто бывают случаи, когда учитель, стараясь применить эвристический метод, ставит перед собой задачу подвести учеников к «открытию» вычислительного приема. Вследствие неумение организовать их познавательную деятельность учитель сам вынужден раскрыть вычислительный прием в готовом виде.

В основе беседы уже лежит не эвристический подход, а вопросительно-ответственное форма, которая создает видимость беседы. Это часто внешний признак. Ученики в таком случае ничего не решают, не находят ответа на поставленную проблему. Они не «встают» к раскрытию приема вычисления, поскольку для мыслительного процесса отсутствует фактический материал, на «исследования» которого должны ориентировать вопросы. Дело не в форме, а в том мыслительном процессе, который осуществляется учеником. «Ежедневно на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими знаниями это не только правило дидактики современной школы, но и важная закономерность воспитания» [9, 157].

Как никогда ранее, перед начальным звеном образования относится теперь задача повышать эффективность урока: обеспечивать учащимся не только глубокие и прочные знания теоретического характера, но и формировать практические умения и навыки.

вебмани в долг

Достичь оптимального соотношения между теорией и практикой, чтобы теоретические знания были не «мертвым грузом», а надежной основой умений и навыков, средством осмысления и обоснования практических действий младших школьников, можно и на основе применения наглядности.

Активность ученика достигает вершин, когда он что-то делает, когда в этом занятии участвует не только голова, но и руки, когда происходит всестороннее, (а не только зрительное) восприятие объектов познания. Имея соответствующий наглядный материал, который можно по собственному желанию передвигать, по-разному комбинировать, ребенок глубже овладевает абстрактные математические соотношения — количественные и пространственные.

Так, например, при применении бумажных лент (10 см х 1 см, по 10 изображенных кружочков на каждой ленте) и лент с отдельными единицами кружочков в процессе формирования вычислительных умений и навыков познавательная деятельность учащихся так же направлена ​​на самостоятельное «открытие» приемов сложения и вычитания двузначных чисел без перехода и с переходом через десяток, умножения и деления двузначных чисел на однозначное число.

Наглядность становится внешней опорой мыслительных действий, позволяет активизировать различные формы восприятия материала. Это достаточно важно с точки зрения познавательной самостоятельности учащихся. Наблюдая за фактическим материалом, учащиеся выполняют операции анализа и синтеза, переставляют часть бумажных лент с десятками или единицами кружочков. В результате выделенные признаки синтезируются в соответствующее правило. Такая умственная работа мобилизует все умственные функции ученика: восприятие, представление, воображение, внимание. В таком случае познавательная деятельность школьников имеет характер исследования как на основе логических операций, так и на основе практических действий, речевой формы обобщения.

Вычислительный прием должен быть представлен ученикам как проблема, которую должны решить они сами на уроке.

Выразив свое мнение о необходимости пробуждения у учащихся потребности активно мыслить, самостоятельно приобретать знания, находить рациональные приемы вычислений, Н. Менчинской обращает внимание на то, что для развития детей важно, чтобы они не только получали знания, но и овладели «методами и приемами получения и применения знаний» [41, 11].

Проблемный метод.

В качестве примера самостоятельного «открытия» учениками приема вычислений рассмотрим тему урока: «Деление вида 72: 6».

Практика показывает, что учителя во время ознакомления с вычислительным приемом для случая 72: 6 (когда десятки делимого нацело не делятся на это число) используют метод рассказа или объяснения. Прием, который используется учащимися ранее при делении вида 48: 4, не подходит к нахождению числового значения выражения вида 72: 6

Чтобы научить учеников автоматически выделять в деленному наибольшее число десятков, которое без остатка делится на это число , целесообразно заранее целенаправленно подготовить их к осознанию того, как подать число (делимое) в виде суммы двух удобных слагаемых. Один из этих слагаемых должен быть наибольшим числом десятков, которое без остатка делится на это число. Для этого, во-первых, при ознакомлении с этим приемом ученики должны сами установить, что удобнее выделить наибольшее число десятков, которое делится на это число, а во-вторых, в подготовке к ознакомлению с делением вида 72: 6 необходимо применить специальные задачи. Например:

  1. Запишите в пустых клетках ближайшие круглые числа, меньше данных и делятся нацело на 2, 3 (4, 5, 6,., 9).

< td>

57

32

56

78

50

96

70

2

48

72

54

81

78

: 3

2. Число, например, 42 запишите суммой двух слагаемых, каждый из которых делится на 3. Уверьте пустые ячейки.

42 = 39 + 3 42 = 33 + 42 = 24 +

42 = 36 + 42 = 30 + 42 = 21 +

42 = 27 +

3. В номерах 56, 92, 76, 52, 72, 60, 96, 68 назовите наибольшее число десятков, которые делятся на 4.

4. Запишите деленное, например, 72 в виде суммы двух слагаемых, каждый из которых делится на 6.

5. Больше всего круглое двузначное число 60 делится на 6. Назовите такие двоичные числа, которые следуют по числу 60 и делятся на 6.

6. Назовите двоичные числа, которые делятся на 2 (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

Тема: Деление вида 72: 6

Делим 72 на 6, как можно выполнить деления? (Заменить число 72 суммой десятков и единиц. 72 — это 7 десятков и 2 единицы). Разделите 70 и 2 на 6, сумма цифр 60 и 2 не делится на 6, так как ни число 70, ни 2 на 6 не делятся). Подумайте, можно ли число 72 записать суммой следующих двух слагаемых, каждый из которых делится на 6. (Ученики могут использовать таблицу деления на 6. Они называют числа; в тетрадях и на доске выполняют записи: (66 + 6): 6 = 66: 6 + + 6: 6 = 11 + 1 = 12, (60 + 12): 6 = 60: 6 + 12: 6 = 10 + 2 = 12., (36 + 36): 6 = 6: 6 + 36: 6 = 6 + 6 = 12). Какой из этих способов разложения числа 72 на сумму двух других чисел удобный? (72 = 60 + 12). Почему? (60 легко делится на 6. При делении первого слагаемого получаем десятки, а при делении второго единицы). Следовательно, в данном случае число 72 мы подали в виде суммы двух удобных слагаемых: 60 и 12.

После выполнения 2-3 таких упражнений формулируется вывод: число, которое мы делим, надо представить в виде суммы двух удобных слагаемых, один из которых должен быть наибольшим числом десятков, которое без остатка делится на это число.

"Для формирования навыков при обучении математике подготовкой служат достаточно сформированы и осознанные умения (например, при формировании вычислительных навыков), а также те навыки, которые включаются в новые как их элементы, и достаточно отработанные на предыдущих этапах обучения . " [1, 181-182].

Так, подготовкой к формированию у учащихся вычислительного приема деления вида 48: 4 (длинные двузначного числа на однозначное, когда единицы каждого разряда нацело делятся на это число) служат такие умения и навыки (48: 4 = (40 + 8): 4 = 40: 4 + + 8: 4 = 40 + 2 = 12):

  • умение подать однозначное число в виде суммы десятков и единиц;

  • умение применить свойство деления суммы на число;

  • навык деления вида 40: 4;

  • навык добавления вида 10 + 2

Но для самостоятельного «открытия» учениками вышеуказанного вычислительного приема этих умений и навыков недостаточно. Чтобы ученики смогли самостоятельно «открыть» способ вычисления того или иного выражения, необходимо «.створиты, систематизировать или расширить опыт детей, который ляжет в основу ознакомления с новым материалом, воспроизвести те знания, на которые придется опираться при раскрытии нового» [1, 179 ].

обогатить опыт детей, который ляжет в основу ознакомления с новым вычислительным приемом, можно путем постановки специальных задач на этапе подготовки учащихся к ознакомлению с ним. В подготовке к ознакомлению учащихся с вычислительным приемом деления, например, вида 48: 4, определяющей задачей будет: «Какое число разделили на 4?»После выполнения упражнения (40 + 8): 4 способом деления каждого слагаемого суммы на число. В данном случае предложено ученикам задание отличается от проблемного тем, что в скобках представлены только сумму разрядных слагаемых числа, а не само число. Аналогичные упражнения помогут учащимся самостоятельно «открыть» вычислительный прием деления двузначного числа на однозначное в том случае, когда разрядные его единицы нацело делятся на это число. Подготовительные упражнения такого характера помогут учащимся самостоятельно раскрыть вычислительный прием, дать связное последовательное его объяснения. На отдельных подготовительных упражнениях вместе с развитием мысли будет шлифоваться и совершенствоваться речь учащихся.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.